Александр Городницкий на "Малиновке-2012"

Фестиваль: 
Автор/источник: 
Ольга Смотрина

Атланты небо держат
На каменных руках.
Из песни Александра Городницкого.

Их держит Городницкий
На собственных руках.
Из песни об Александре·Городницком.

Встречи в пути

Вспоминается из детства песня, которую пел папа. В ней были слова про снег, кружащийся над палаткой, про тундру, про разлуку и долгожданную встречу. И столько всего рождалось в душе от этих немудрёных строк. Представлялись дальние дороги и неизвестные места на географической карте, виделись лица ещё незнакомых людей. А в конце каждого путешествия меня ждал самый дорогой и нужный мне человек или мы с ним знакомились по дороге, но возвращались обязательно вместе.

Тогда я ещё не подразделяла песни на жанры и не знала слова «бард», но главная встреча с авторской песней произошла в тот далёкий вечер. В мою жизнь вошли песни, которые заставляли думать и сомневаться. Они учили искать свой взгляд на вещи и не бояться таких понятий, как «совесть», «честь», «гражданская позиция» и «любовь к Родине». Намного позже я услышала «Песню полярных лётчиков», «Над Канадой», «Предательство», «Атлантов». Узнала имя их автора – Александр Городницкий. Потом появилась у меня и первая пластинка, а многие из этих песен мы пели в стройотряде, да и сейчас поём в кругу друзей.

Встреча с Александром Моисеевичем на фестивале «Малиновый аккорд» (Белорецк) стала неожиданным и щедрым подарком судьбы, одной из важных в череде жизненных встреч.

Что для вас связано с именем Александра Городницкого и его песнями?

 

Алексей Смоляр (г. Уфа), директор фестиваля «Малиновый аккорд»:

- Главная концепция нашего фестиваля – приглашать классиков авторской песни. В этом году появилась возможность пригласить Александра Городницкого и он смог приехать. Александр Моисеевич – один из родоначальников, столпов, поддерживающий жанр авторской песни.

Для меня Городницкий это «Кожаные куртки». Услышал эту песню ещё в классе шестом, и она меня поразила. Тогда же и выучил. И «Паруса Крузенштерна» не просто песня, а представление о той жизни, которой все мальчишки хотели бы жить.

Михаил Авдюшев (г. Шадринск), дипломант фестиваля:

- В первую очередь, для меня песни Александра Моисеевича это честность, порядочность, редкий поэтический дар. Его песни объединяют людей, что в наше время большая редкость. Причём объединяют уже десятки лет.

Дмитрий Лёликов (г. Уфа):

- Лет до 30-ти я не воспринимал песни Городницкого. Они казались мне слишком простыми, банальными. А после 35-ти вдруг как-то сразу открылась их глубина. Сейчас мне близки песни «Снег», «Кожаные куртки» и другие. До меня наконец-то дошло, наверное, что Городницкий – это основа самого понятия «авторская песня», это основание, фундамент. Это само русское понятие слова «бард» - Александр Городницкий. Для меня это не Митяев, не Высоцкий, и даже не Окуджава. Городницкий сам по себе глыбина. Когда вёз его из аэропорта, понял, что пол часа общения с ним заменяет несколько дней сидения в библиотеке и неделю Интернета.

Анатолий Макеев (г. Уфа):

- Городницкого я просто люблю. Он один из первых бардов, которых я услышал в 60-е годы, ещё школьником. Старшая сестра принесла журнал «Кругозор» с его пластинкой, и я «запал». Песни Городницкого хочется носить в себе постоянно. Такие стихи, такие слова. Поэтому я их много знаю, пою. Я люблю людей однозначных. Современные авторы как будто шифруются, как будто хотят, что бы их не поняли. Их каждый слушатель разгадывает по-своему и роль автора, на мой взгляд, очень маленькая. А вот Городницкого не надо разгадывать. У него всё очень чётко, понятно, однозначно. Авторская песня это всё и подразумевает. Я слушаю песни Городницкого и понимаю, как он сам относится к тому или другому. Это тяжело для автора. Ведь если сам автор – человек мелкий, это сразу станет видно слушателю. А когда у человека за душой очень много, тогда его песни интересны.

 

Интервью с Александром Городницким

 

-Сейчас для кого-то Александр Городницкий – легенда авторской песни. А кому-то Ваше имя не знакомо. Кем в авторской песне ощущаете себя Вы?

- В авторской песне я ощущаю себя недовымершим реликтом её прошлогшо века, кем я себя и считаю.

- По-вашему, во времена каких песен живём сегодня мы?

- Я считаю, мы живём в эпоху кризиса русской песни, признаком которого является широкая популярность так называемого русского криминального шансона, субкультуры нынешнего шоу-бизнеса.

- Каково быть автором «народных песен?

- Быть автором «народных песен» - большое счастье и большая ответственность.

- Что для Вас важно передать в песне, стихотворении?

- Для меня важно передать своё состояние. Когда я пишу, я пытаюсь выразить только собственное состояние и больше ничего.

- При жизни ощущает ли известный автор, поэт, бард свою значимость?

- Конечно, нет. Это не моё занятие. Никто из нас не вправе дать себе оценку. Этим занимаются другие. Мы богаты отношением людей к тому, что мы делаем. К нашим песням, нашим стихам.

- Ваше жизненное кредо сегодня.

- Моё жизненное кредо в известной мере сформулировал древний греческий философ Платон, написавший замечательную фразу: «Верь тому, кто ищет истину,· не доверяй тому, кто говорит, что её нашёл».

- Пожелайте что-нибудь Вашим слушателям и участникам фестиваля «Малиновый аккорд».

- Научиться отличать плохие песни от хороших.

 

Фото Ирины Батаниной.

Рекламко