Достойный кабальеро

Категория: 
Тип мероприятия: 
Теги: 
Дата проведения: 
среда, 4 Июнь, 2014 - 18:30
Автор/источник: 
Елена Лещинская

Специально для газеты "Магнитогорский металл" и портала "Барды Урала".

Когда-то, ещё в советскую эпоху, учёный и музыкант Геннадий Гун разработал программу эстетического воспитания студентов. Зачем делиться на физиков и лириков, обедняя свой внутренний мир?

Годы и десятилетия спустя Геннадий Семёнович остался верен себе. 3 июня он принимал поздравления с 75-летием, а на следующий день сделал магнитогорцам бесценный подарок - пригласил друзей и всех ценителей авторской песни на концерт Тимура Шаова, одного из самых ярких представителей жанра.

Считается, что лето - время для концертов не слишком удачное. Садовые работы, путешествия, да и просто хорошая погода, когда хочется дышать ароматом цветущего жасмина, сдувая с носа невесомые тополиные пушинки. И тем не менее, зал Магнитогорской государственной консерватории был полон. Встречи с Тимуром Шаовым ждали, как праздника. И этот праздник состоялся. Отличная поэзия и музыка, непринуждённое общение с публикой, сценическая харизма…

Тимура Шаова знают как одного из главных сатириков в авторской песне. Но его творчество - ещё и подтверждение того, что веселье может быть умным: Тимур Султанович умеет заставить задуматься, что-то понять и переосмыслить. Песни Шаова, звучавшие в Магнитогорске, стали глотком кислорода для тех, кого не прельщают популярные телешоу с шуточками на уровне плинтуса на темы ниже пояса. Грустно видеть, как самобытные авторы начинают работать на потребу публике, скатываясь в примитив и конъюнктурщину. И в авторской песне пробивная молодежь зачастую надеется "выехать" на беспроигрышном репертуаре. Но лучшие в искусстве - всегда те, кто в меньшинстве.

Тимур Шаов идёт своей дорогой. Кто-то упрекает его за "слишком большое" количество текста. И на концертах он за это шутливо извиняется. Кто-то сетует, что автор, блестяще владеющий словом, не пишет серьёзных песен. Для эстетов - слишком весельчак. А для не отягощённых помыслами о судьбах мира слушателей - слишком интеллектуал.

Сам же Тимур Султанович называет себя шутом - а шуты издревле брали на себя смелость говорить об острых проблемах современности. Перед исполнением заглавной песни нового альбома "Перспективы" он рассказал о выступлении на юбилее театра на Таганке. В зале - большие люди, поэтому Тимур решил было не лезть на рожон и спеть что-то "нейтральное". Но, вероятно, подействовал дух вольнодумства, витающий в стенах старой Таганки, так что, выйдя на сцену, Шаов исполнил сатиру на постоянные обещания властей, с рефреном: "Эх, жизнь - дерьмо, но перспективы очень хороши!"

Иногда Тимур Шаов пишет песни, которые считает однодневками. Как, например, "Футбольные страдания" разгрома в матче Япония-Россия. Премьера песни состоялась на Грушинском фестивале-2002 сразу после печального для российских болельщиков события. Помню, как народ не просто хохотал - в буквальном смысле катался по поляне… Увы, надежды на то, что "всё пройдёт, как с белых сакур дым", не оправдались - песня по-прежнему актуальна. Другой показательный пример. "Транзитный поезд через Украину" автор в последние месяцы, по понятным причинам, избегает исполнять на концертах - но эту песню неизменно заказывают. Не верится, что она родилась два десятилетия назад.

Критики называют Шаова постмодернистом. Он мастерски жонглирует образами, выстраивает неожиданные ассоциативные связи, и привычная реальность раскрывается по-новому, видится в совершенно неожиданном ракурсе. Причём импульсом к созданию песни может послужить самое что ни на есть заурядное событие. Так, повод для написания "Баллады о ночном свистуне" - влюблённый, который свистел под окнами и мешал спать. Досадная бытовая ситуация развернулась в настоящее фантасмагорическое полотно: "Искажено пространство, место, время. Бомжей в подъезде примешь за волхвов…"

В авторскую песню Тимур Султанович пришёл из медицины - до того, как стать востребованным автором и перебраться в столицу, много лет был врачом-терапевтом в родной Карачаево-Черкесии, жил в посёлке Нижний Архыз. Там и явились автору сюжеты песен, впоследствии облетевших страну и любимых русскоязычной публикой за рубежом. Тимур Шаов и сегодня на концертах вспоминает тамошний народ - того же пастуха-философа, ставшего прототипом баллады "Мечтательный пастух", - в ней за блистательной авторской иронией прячется целая мировоззренческая система. И с каждым разом открываешь в знакомых словах новые оттенки смысла. Песни Тимура Султановича знают, поют и, можно сказать, растаскивают на афоризмы. "Мечтательный пастух" не исключение - строка "Мыслитель - он всегда достойный кабальеро, живёт он во дворце или пасёт коров" давным-давно ушла в народ.

К слову, хорошо исполнить песни Шаова не так просто - кроме текстовой постмодерновости, они изобилуют музыкальными цитатами, подчёркивающими смысловые нюансы. Тимур и сам отлично владеет гитарой, но поддержка двух великолепных музыкантов вызвала безоговорочный восторг публики. Михаил Махович, мастер игры на мандолине, и Николай Григорьев, которому за конкурсную аранжировку подарил гитару легендарный Томми Эммануэль.

Шаов и его друзья провели концерт в двух отделениях с полной самоотдачей. Постарались выполнить максимум зрительских заказов, ответить на присланные в записках вопросы. Самым юным поклонником был Лёва Гун - определённо, это тот случай, когда любовь к настоящему искусству передаётся по наследству.

Наверняка в этот вечер количество любителей песен Тимура Шаова выросло - ведь кто-то познакомился с его творчеством впервые, придя по приглашению юбиляра и доверяя его вкусу. А магнитогорская бардовская публика благодарна Геннадию Семёновичу за возможность услышать одного из самых интересных и самобытных современных авторов.

Припев песни, которой Шаов обычно завершает свои выступления, зал подпевал хором: "Всё будет обалденно…" Провожали артистов овациями. Кто-то из ценителей авторской песни прощался с любимым бардом всего на месяц - в начале июля Тимур Шаов будет почётным гостем Грушинского фестиваля. И всё же выступления на открытых площадках, мелькающие в нескончаемом круговороте фестивальных событий, не заменят концерта в зале, позволяющего почувствовать энергетику песен и по-настоящему погрузиться в творчество автора.

Концерт в честь 75-летия Геннадия Гуна оставил самые добрые и светлые воспоминания. Добрых дорог Тимуру Шаову и его команде!

См. также на сайте "ММ" с фоторепортажем Анатолия Бутковского:http://magmetall.ru/contribution/16504.htm

Рекламко